Тема зависимостей нередко звучит в кабинете психолога. Она может выражаться как конкретный запрос на терапию зависимости, как жалоба на зависимого партнёра (ребёнка, родителя), или прорываться сквозь как будто бы случайные оговорки и стыдливые умалчивания. Это могут быть зависимости разного рода: алкогольная, никотиновая,кофеиновая, пищевая, наркотическая, компьютерная, игровая, психологическая.
Это очень деликатная тема, насыщенная чувствами стыда и вины, презрения и ненависти к собственной слабости…злости и обиды на себя и окружение.
Когда эти моменты обсуждаются с клиентом, возникает вопрос – откуда же всё берётся? Почему он или она пьют, курят, часами играют в компьютере, пожирают сладости, не могут разорвать узы симбиотических отношений?
Об этом нелегко рассуждать. Будто тот интеллектуальный и эмоциональный «туман», который окутывает зависимого человека, проникает и в поле терапии. Клиент с готовностью объясняет, почему он пьёт (курит, переедает, сидит в интернете), обычно указывая на не комфортные условия внешнего мира – непонимание со стороны партнёра, усталость от неинтересной работы, неудавшуюся жизнь, в конце концов. Таким образом причина всегда оказывается «снаружи», как будто бы вне контроля и ответственности человека.
Когда же вопрос ставится так: «А зачем Вы пьёте (курите, играете, переедаете)?», нередко следует пауза, замешательство. И далее, чаще всего, звучит: «Чтобы успокоиться. Чтобы расслабиться. Чтобы забыться». И здесь мы уже выходим из плоскости «внешнего» бытия, и переходим на внутренние его планы.
В мире всё функционально. И даже самые странные действия, привычки имеют некий мотив, запрос, функцию. Например, одну из базовых функций живого существа – функцию адаптации. Упоминаемые потребности в успокоении, расслаблении, забытьи отражают символическую регрессию напряжённого, уставшего, страдающего человека в оральную фазу развития, в беззаботное младенчество, в молочно-тёплый Эдем, защищённый симбиотическим слиянием с матерью. Там он всегда принят, согрет и накормлен. Там не надо думать ни о насущном, ни о будущем.
Таким образом, любые зависимости могут выступать как компенсация тревоги, напряжения, страха, неудовлетворённости. Образно говоря, зависимости «тампонируют» раны нашей души. Причём предпосылки для этого формируются с самого раннего детства. Когда младенец заливается плачем, мама нередко попросту затыкает ему рот грудью, когда он подрастает – конфетой… Малыш чмокает, вкушая сладкое-тёплое-приятное… и успокаивается. Потом грудь и конфету заменяют пальчиками-ноготками, потом сигаретой, чашкой кофе, рюмкой коньяка, шоколадкой… И это также успокаивает и расслабляет, при любезной помощи соответствующих психоактивных веществ.
Как-то при обсуждении этой темы клиент, взрослый состоятельный мужчина, изумлённо пробормотал: «Так значит, каждый раз, когда моя рука тянется к банке пива, на самом деле она тянется к материнской груди?!» … и на его лице сменили друг друга выражения смущения, стыда, растерянности…
Компьютерная, психологическая зависимости, как и так называемые «трудоголизм», «шопоголизм», напрямую не связаны с актами принятия питья и пищи, но выполняют роль символического питания души человека. Правда – суррогатного питания. Недополучение человеческого тепла, эмоциональной поддержки, принятия от значимых людей бросает нас на поиски иных, замещающих источников удовлетворения и успокоения.
Теперь остановимся. Указанные механизмы работают у большинства людей. Человечество не делиться на клиентов/пациентов и психологов/психотерапевтов. Указанные процессы могут возникать у каждого, чье эмоциональное, либо физическое равновесие нарушено. Вопрос лишь в том, как мы реагируем на возникающие сигналы дискомфорта.
У нас есть выбор. Да, мы можем выпить кофе или виски, покурить, погрузиться в любимую игру или социальную сеть. Но также мы можем пойти в бассейн, на прогулку, на концерт, погрузиться в хорошую музыку или приятную книгу, поработать над значимой профессиональной темой.
Таким образом, одним из ответов на вопрос: «как справляться с зависимостями?» является рекомендация поиска иных источников успокоения и удовлетворения душевных потребностей. Если человек находит свой собственный адекватный способ адаптации и компенсации, он способен удерживать под контролем своих «внутренних демонов». Здесь мы, естественно, не рассматриваем случаи клинических зависимостей, находящихся в ведомстве наркологии и психиатрии.
Другой уровень понимания этой проблемы и, соответственно, разрешения ее, является уровень личных смыслов и целей. По сути, здоровый и благополучный человек неуязвим для зависимостей. Нарушение же равновесия, адаптации, потеря жизненных ориентиров «раскачивают» нашу психику, формируя невротические состояния.
В своё время Карл Густав Юнг описывал состояние невроза как страдание души, не нашедшей смысла. И это не только меткое, ёмкое определение, но само существо проблемы, и ее же решение. Как только у нас появляется свой личный смысл, наша собственная цель – все преображается, включая наше отношение к себе и к действительности. И мы идём к своей цели, к своим личным смыслам.
По сути, это и есть содержание и задача периода середины жизни. И многие обретают свои смысли именно в процессе преодоления своих изначально слабых точек, в том числе, склонности к зависимостям. Не каждый имеет достаточно внутренних сил, опыта, мужества, чтобы проходить этот путь самостоятельно.
И именно здесь может помочь личная терапия. Психолог, особенно психолог-аналитик может выступить в роли проводника, сопровождающего человека в странствии по лабиринтам души, поддержать при столкновении с пугающим, непонятным, трудно выносимым. Кабинет психолога является безопасным местом, где человек может по-настоящему встретиться с самими собой и помочь себе исцелиться, обрести новые смыслы, новые точки опоры и развития.
Leave A Comment