Понятие супервизии в контексте психологии приходит в массовое сознание постепенно и неявно – до настоящего времени далеко не во всех психологических школах, как и в среде психотерапии как раздела медицины, этот формат работы обозначается как необходимый для практикующих специалистов. Подавляющее большинство психологов знают, что это такое, но не все обращаются к данному опыту – по тем, или иным причинам. Чем же процесс супервизии может быть привлекателен и важен, и что может служить препятствием для вхождения в него?

Итак, под супервизией подразумевают один из способов повышения уровня психологических знаний, с точки зрениянаработки практических навыков и углубления теоретических знаний, в процессе разбора и обсуждения клиентских случаев с более опытным специалистом своего направления.

Супервизии могут быть групповыми, когда клиентский случай разбирается в группе психологов, что дает возможность получать обратную связь не только от супервизора, но и от других участником работы, и индивидуальной, когда супервизия идёт в паре, что, возможно, дает ощущение большейпсихологической безопасности, большей сокровенности и защищённости в процессе анализа работы терапевта.

По форме супервизия представляет собой изложение супервизируемым психологом (супервизантом) клинического материаласупервизору с последующим обсуждением всего происходящего в терапии. По содержанию – это погружение в поле терапевтических отношений сурпервизанта и клиента как на интеллектуальном уровне, включая анализ навыков диагностики, применения профессиональных знаний и умений, в том числе, способности рефлексии и эмпатии, так и на более глубинном уровне.

Это — уровень совместного проживания того внутреннего наполнения терапии, которое нередко ставит психолога, особенно начинающего, в своеобразный тупик. Насколько бы хорошо мы ни были образованы, умны и эмпатичны, порой лавина бессознательных содержаний, чувств, аффектов, которые клиенты обрушивают на нас, может практически затапливать наше собственное бессознательное, размывая и расшатывая границы терапевтического контейнера, препятствуя сохранению наблюдающей позиции и терапевтическому процессу как таковому.

Каждый из нас помнит свои ощущения после подобных сессий – их можно охарактеризовать как «гремучую смесь» из возбуждения, беспокойства, раздражения, тревоги и страха, порой вплоть до лёгкой паники, а также нередко и ощущения полной своей неспособности разобраться в происходящем как с клиентом, так и с самим собой (что вызывает особое напряжение) …  Эти состояния не только препятствуют последующему осмыслению работы, но и способны породить неуверенность в своих силах, а так же собственной компетентности.

Поэтомунастолько важным бывает наличие «старшего по званию», в процессе взаимодействия с которым можно обсудить все, что свершается в терапии. Супервизор помогает интегрировать и собственные эмоции и их бессознательные эквиваленты,возникающие на сессиях, и вест комплекс клиентской информации, чувств и аффектов с их глубинными подтекстами, путём сочетания анализа, прочувствования и осознавания клинического материала.

Переживания, открытия и инсайты, рождающиеся у супервизанта в процессе обсуждения происходившего на сессиях,становятся своего рода «топливом», которое поддерживает огонь под алхимическим котлом психотерапии. Это создает некий новый уровень уверенности в себе, того динамического равновесия, которое позволяет быть чутким и отзывчивым к происходящему в работе с клиентом, но в то же время – зорким, внимательным и устойчивым к той потенциально разрушительной информации, с которой нам приходится сталкиваться, к тем всплескам эмоций и страстей, которые неизбежно присутствуют в терапии.

По сути, супервизионная работа является одним из элементов профилактики того состояния, которое именуется «профессиональным выгоранием» и угрожает потерей квалификации и самой способности психолога продолжать свою деятельность. Как наличие у специалиста, практикующего в сфере психологической помощи, личного терапевта или аналитика, так и стабильный альянс с собственным супервизором, в настоящее время можно назвать необходимым условием для обеспечения качественной, глубокой и экологичной работы.

Что же может препятствовать принятию решения обратиться к супервизору? С одной стороны, недопонимание значимости супервизии может быть следствием неопытности – далеко не все психологи-выпускники изначально ориентированы на эту практику. Ведь по окончании ВУЗа, как будто бы, получены полные, современные знания, умения и навыки, есть книги, конспекты и интернет, наконец…

Но, как ни странно, это может быть и следствием столь глубокого укоренения в профессии, что сама мысль о возможности и, там более, необходимости периодического профессионального контакта с опытным коллегой, способным помочь взглянуть на проблемы терапии с новых сторон, дать обратную связь и подвести к новому качеству понимания, воспринимается как своего рода удар по профессиональному самолюбию.

Все описанное можно отнести к «внешнему плану» мотивации, точнее, её отсутствия. На более глубинном уровне же, здесь может присутствовать целый пласт сомнений, опасений и даже страхов… в которых нередко не только сложно признаться самим себе, но и просто осознать.

Разве легко символически приоткрыть дверь своего кабинета для чужого внимания? Разве не страшно быть застигнутым в моменты своей растерянности, признавая свою беспомощность и слабость при столкновении со сложными ситуациями в терапии? И легко ли признаться перед кем-то посторонним, пусть и коллегой (или — именно перед коллегой!) в недостатке опыта, мудрости, порой знаний и умений в каких-то конкретных случаях?

Весь секрет в том, что все вышеописанное, с теми или иными вариациями, может переживать каждый, кто находится в процессе принятия решения – идти, или не идти в супервизию. И это – одна из естественных стадий, через которую мы проходим на пути профессионального роста.

Я сама испытываланечто подобное, впервые входя в супервизионный процесс, и далее, уже проводя собственные супервизии, отмечала эти сомнения и волнения у коллег-супервизантов. Но — кто из нас совершенен? И кто решится утверждать, что способен легко сориентироваться в любых ситуациях и справиться с любыми сюрпризами, которые может предложить терапия?

Ведь, какие бы образования, специализации, регалии и опыт ни стояли за нашими плечами,в терапевтической практике всегда будет присутствовать элемент риска и небезопасности, заключающихся в самой природе взаимодействия двух живых людей — клиента и терапевта (остающегося человеком!).

Присутствие супервизора как опытного спутника – проводника в профессиональном мире способно существенно снизить уровень тревоги и напряжении путём предоставления того безопасного пространства, в котором могут быть озвучены любые чувства и мысли, заданы любые вопросы, которое само по себе является местом, где рождаются ответы, где приходят понимание и формируется уверенность.

По сути, супервизионный процесс является одним из аспектов индивидуации психолога, способствуя формированию и совершенствованию профессиональной идентичности, обретению индивидуального стиля деятельности, достижения как новых граней мастерства, так и новых уровней личностной зрелости и внутренней гармонии.