17-18 апреля 2021 г., Пермь

Отель «Урал», ул. Ленина, 58 (Зал «Арт-кафе» и зал «Лидер»)

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

И.В. Гете, «Фауст»

Зарегистрироваться можно здесь

Конференция посвящена исследованию сложного взаимодействия, единства и борьбы сил Добра и Зла в рамках клинического и культурного опыта.

Архетип игры добра и зла по Юнгу — это универсальный базис, присущий каждому человеку, вне зависимости от национальной и культурной принадлежности. Понятие добродетели и порока, хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимосвязи. Они служат нам для разграничения нравственного и безнравственного, являясь центральными в вопросах этики и морали. Существует ли абсолютное добро и абсолютное зло? Постоянно пребывать в напряжении между двумя полюсами добра и зла, между которыми располагается его душа — удел сознательного человека.

Юнг писал: «Противопоставить человеку его тень — значит показать ему светлую сторону. Испытав это однажды, обнаружив себя между противоположностями, человек неизбежно ощущает и собственную Самость». Тьма и свет создают Мир. И неотъемлемо эти темы проявляются в аналитических отношениях.

Тематическое поле:

  • Добро и зло в психологии, философии, этике, религии.
  • Свет и тьма, добро и зло. Борьба и единство противоположностей.
  • Дихотомия добра и зла в анализе.
  • Образы добра и зла в индивидуальной и коллективной психике.
  • Смысловое поле сказочных сюжетов, мифов как форма для образов добра и зла.
  • «Хорошее и плохое» в аналитических отношениях: «доброе зло», «злое добро».
  • Добро и зло как личный нравственный выбор.
  • Трансцендентное как мост между добром и злом.
  • Абсолютное зло и абсолютное добро. Охваченность и маниакальная одержимость Архетипами.
  • Магическое мышление и мистическое соучастие.
  • Родительское благословение и проклятие, как проявление добра и зла.
  • Расщепление образа добра и зла как формирование психических заболеваний. Болезнь ума и тела.
  • Трансформация морально-этических норм добра и зла в современной действительности: что было добром, то стало злом.
  • Ангелы и Демоны в кабинете аналитика.

Основными формами работы являются: доклады (1 час), воркшопы (1 час), круглый стол, групповая супервизия.

Для включения выступления в программу конференции необходимо выслать анонс до 15 марта на электронную почту permaap@gmail.com

Координатор конференции – Огаркова Юлия, 8-902-808-17-86.

 

Условия оплаты:

Сумма оргвзноса за участие в конференции — 7000 р.;

При ранней оплате до 1 марта 2021 года — 5500 р.

Для иногородних очных участников – 5500 р.;

Дополнительная скидка для докладчиков – 500 р.;

1 день участия в конференции — 4000 р.;

Онлайн участие — 5500 р., при ранней оплате онлайн участия до 1 марта 2021 года – 5000 р.

Для оплаты оргвзноса необходимо написать казначею конференции Стешенко Полине на электронную почту mpols888@gmail.com

 

В конференции принимают участие специалисты из России, Израиля, Великобритании, Швейцарии.

Дейл Матерс – психиатр и юнгианский аналитик (AJA), преподает и практикует в Лондоне. Автор переведенных на русский язык книг «Аналитическая психология о смысле и цели», «Алхимия и психотерапия».

Доклад Дейла Матерса будет посвящен «этике хорошей практики».

 

 

Ави Бауманн – доктор философии, президент Израильского Института юнгианской психологии (IIJP), преподает и ведет частную практику. Автор книги «Сказки Братьев Гримм как зеркало темной стороны души».

Доклад Ави Бауманна будет посвящен коллективной и личной тени, он расскажет о зле как о чем-то врожденном или только как о мутации, о значении встречи со злом для процесса индивидуации и о том, можем ли мы лечить или исцелять каждое явление зла? Будет обсуждаться вопрос о том, как самость находится за пределами добра и зла и интеграции того и другого.

 

 Бернард Сарториус – доктор теологии, степень по теологии в Женевском университете в 1965 г., выпускник Института К.Г.Юнга (Цюрих). Обучающий юнгианский аналитик и супервизор Международной Школы Аналитической психологии (ISAAP, Швейцария). Ученик Марии-Луизы фон Франц и Адольфа Гуггенбюля-Крейга.

Бернард Сарториус сделает доклад на тему “Идеализация как необходимый яд для индивидуации”.

 

 

 

17 Апреля (суббота)

9.30

Регистрация

10.00

Вступительное слово куратора конференции Юлии Огарковой

10.10

Доклад Светлана Плотникова (г. Пермь). «Балансируя между «мирами». Интрапсихические образы и символические ориентиры внутри аналитического процесса»

11.10

Кофе-брейк

11.25

Доклад Роман Кононов (г. Екатеринбург): «Взгляд с изнанки»

12.25

Перерыв

12.35

Зал 1. Онлайн воркшоп Елена Москвина (г. Екатеринбург) «Т-игра. Сэндплей в Зазеркалье»

Зал 2. Доклад Ольга Лалаянц (г. Екатеринбург) «Потребность в насилии и садомазохистические мистерии»

13.35

Обед

14.35

Доклад Дейл Матерс (Великобритания): «Тема Добра и Зла в Аналитической психологии»

16.00

Перерыв

16.15

Групповая супервизия с Дейлом Матерсом

18.00

Фуршет

 

18 Апреля (воскресенье)

9.30

Регистрация

10.10

Зал 1. Онлайн доклад Мария Ломова-Стармарская (г. Москва): «Юнгианство в России и правосознание россиян. Принципы работы аналитика внутри правового поля сознания»

Зал 2. Доклад Татьяна Каблучкова (г. Екатеринбург) «Ускользающие смыслы добра и зла»

11.10

Кофе-брейк

11.30

Доклад Ави Бауман (Израиль): «О значении встречи со злом для процесса индивидуации»

13.00

Обед

14.00

Зал 1. Доклад Елена Пучкова (г. Москва) «В ловушке добра»

Зал 2. Доклад Нина Хребтовая (г. Пермь) «Страшные сказки постмодерна. «Теневые квесты»: в кабинете аналитика, в коллективах, в сердцах человеческих»

15.00

Перерыв

15.15

Зал 1. Воркшоп Светлана Скопинова (г. Москва): «Семя добра и зла»

Зал 2. Доклад Анна Владимирская (г. Москва): «Калибан и Просперо. Добро и Зло в контексте образа мира отдельной личности»

16.15

Перерыв

16.30

Доклад Бернард Сарториус (Швейцария): «Идеализация — как необходимый яд для индивидуации»

17.15

Перерыв

17.25

Групповая дискуссия «Добро и Зло в Аналитической психологии»

18.30

Завершение конференции

«Балансируя между «мирами». Интрапсихические образы и символические ориентиры внутри аналитического процесса»

Плотникова Светлана. Аналитический психолог, кандидат РОАП/IAAP, председатель Пермской Ассоциации аналитической психологии.

В аналитическом процессе мы черпаем ресурс из преобразующей силы символов, из их способности соединять расщепленные фрагменты психики и создавать смыслы. Когда мы попадаем в критические ситуации, теряем ориентиры и оказываемся в тупике, спонтанное появление символа часто протягивает нам руку помощи, восстанавливая связи с творческими силами психики. Когда у нас уже не хватает терпения и сил, а надежда приобретает призрачные очертания, символы находят нас сами, показывая нам потенциал дальнейшего развития. В символических образах концентрируются ключевые моменты психического развития анализанда и служат нам ориентирами внутри аналитического процесса. Они исцеляют, объединяя противоположности и позволяя боли и чувствам быть выраженными. Используя клинический материал, мы соприкоснемся с миром души молодого человека с творческой «врожденной восприимчивостью», говорящей с нами через внутренние творческие формы, когда формы внешнего мира оказались поврежденными ранним опытом травмирующих отношений.

 «Потребность в насилии и садо-мазохистические мистерии»

Лалаянц Ольга. Аналитический психолог/ведущая групповых программ,  специалист МОО ЕКПП, член УрААПП, кандидат RSAP (IAAP), Екатеринбург.

«Я думаю, многие наблюдали, как притягивают наше внимание аварии, катастрофы. Участие, наблюдение, а также фантазии о садо-мазохистическом опыте включают наше тело. В этом опыте актуализируются темы насилия и жертвоприношения, с одной стороны,  телесная и духовная живость, с другой. Тело ощущается духовным, а духовность материальной. В этом поле воплощается парадокс: только после того, как «потрудится» (или будет изнасиловано) наше тело, можно почувствовать полет души. В докладе я исследую садо-мазохистический опыт и его последствия: это дорога восстановления связи с душой, воплощение бессмертия или способ защититься от ужасающей реальности и душевной боли?»

«Взгляд с изнанки»

Роман Кононов. Аналитический психолог, паст-президент и член Правления УрААПП, главный редактор альманаха глубинной психологии «Temenos», кандидат RSAP/IAAP.

Юнг говорил: «Комплексы ведут себя, как независимые существа… наделенные даром своей собственной необузданной жизни». Это настойчивые внутренние демоны, для которых наше эго – только инструмент для воплощения в мире человеческих отношений. Попробуем взглянуть на психический процесс глазами наших комплексов.

 «Семя добра и семя зла»

Скопинова Светлана Алексеевна.

Аналитический психолог, феноменологически-ориентированный психолог (Москва). 

Воркшоп-исследование: Любое культурное или политическое явление начинается с отношений. С целью исследования поля нескольких таких явлений и нашего взаимного отражения (личного и коллективного), ведущий воркшопа предлагает рассмотреть письмо, написанное участником событий А участнику Б в момент «когда все начиналось», подобно тому, как мы анализируем первый сон в терапии или феномены 1ой встречи.

 Страшные сказки постмодерна. «Теневые квесты: в кабинете аналитика, в коллективах, в сердцах человеческих».

Нина Хребтова. Аналитический психолог, арт-терапевт, врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, автор статей, ведущая авторских проектов «Архитипическая астропсихология» и «Литературный психологический клуб».

Системы представлений о добре и зле, праведном и неправедном, сопутствуют развитию человека как мыслящего существа и человечества в целом. Содружественная работа глобальной диады Добро/Зло – необходимая часть эволюции и каждого из нас, и коллективов, и обществ. Архаичные «страшные сказки», представляющие на символическом плане взаимодействие архитипеческих образов Тени, Самости, Эго и иных частей психики, находят свое современное воплощение, как в клиентских историях, так и в ситуациях нашей жизни, где мы проходим через личные искушения, проживаем свои личные сказки. Доклад приглашает к путешествию по территории древних сюжетов и современных их воплощений – на символическом поле битвы двух изначальных Сил, к прочувствованию работы трансцендентной функции, интегрирующей противоположности в процессе индивидуации.

«Юнгианство в России и правосознание россиян. Принципы работы аналитика внутри правового поля сознания»

Мария Вадимовна Ломова-Стамарская. Канд. психол. наук, обучающий аналитик, супервизор, член IAAP/РОАП/МААП, докладчик российских и зарубежных конференций и конгрессов.

Как психотерапевты, мы не редко сталкиваемся в работе с тем, что наш пациент в прошлом или настоящем оказывается не только травмированным и имеющим психические и психологические нарушения, но и оказался жертвой уголовного преступления, как выражения буквального столкновения со злом. Как мы обычно поступаем, работая с такими случаями? Каков опыт наших зарубежных коллег при работе с жертвами уголовных преступлений (изнасилования, детского инцеста, потери работы, в случае нарушения закона по отношению к нашему пациенту, потери жилья, в случае нарушения закона по отношению к нашему пациенту, повлёкшему потерю им жилья и т.д.)?

Такая многосоставная проблематика требует от психотерапевта высокодифференцированного подхода к такого рода случаям, повышения собственного правосознания, навыков внутреннего совладания с переживаниями в контрпереносе, обрушивающими пациента в комплекс чувств, частью которых является безнадежность, безысходность и беспросветность. Такая работа требует от аналитика глубокого понимания своих ограничений, понимания последовательности в привлечении ряда других специалистов, требует в нашей собственной частной практике порой дифференцированого подхода к оплате нашей психотерапевтической деятельности, сочетающей оплачиваемую работу с работой pro Bono.

В докладе будет освещён очерченный перечень вопросов и проблемных мест, в сочетании с актуальной субъективной оценкой уровня правосознания российского населения на примере работы с людьми, пережившими в детстве нападение сексуализированного характера.

 «Ускользающие смыслы добра и зла»

Татьяна Каблучкова. Аналитический психолог.

Доклад посвящён юнгианскому пониманию добра и зла. Автор обращается к двум статьям Юнга, посвящённым добру и злу и феномену совести, в которых добро и зло рассматриваются как архетипические принципы. Затем через этимологию слов «добро» и «зло» приходит к выводу, что эти принципы касаются качества взаимодействия, а не свойств объектов, и подробно исследует эти качества. Также автор обращается к переживаниям, сопровождающим взаимодействия по принципу зла, рассматривая их как маркеры происходящего: ярость, злость, раздражение, гнев.

«Калибан и Просперо: Добро и Зло в контексте образа мира отдельной личности»

Владимирская Анна. Аналитический психолог, г. Москва.

Для современного мира темы Добра и Зла – острые и больные темы. Поляризация мнений по различным поводам достигла предела. Эта поляризация исходит из осознанных или неосознанных представлений о правильном и неправильном; о том, что должно защищать и с чем должно бороться. Формы социального поведения, связанные с этой поляризацией, также опираются на императивы, которые исходят из мироощущения. В том числе эти императивы влияют на наше решение вступать ли в конфликт (или противодействовать ему). Не менее значимой становится эта тема для внутренней жизни человека, становясь источником всевозможных переживаний.

Общее мироощущение человека, образ Универсума – загадочная и сложная тема – тяжело поддается исследованию. Тем не менее, активное воображение и проективные методы позволяют прикоснуться и к такому глобальному образу. Образы Добра и Зла интересно взаимодействуют с образом Универсума, иногда гармонично, иногда противоречиво.

Основные рассматриваемые вопросы:

Как мы можем представить себе мироощущение человека, его образ Универсума?

— Индивидуальное и коллективное в образе Универсума

— Ценностные характеристики в образе Универсума (Добро-Зло; хорошее-плохое; истинное-ложное и т.д.)

— Динамические особенности личной этики человека в связи с его переживанием образа Универсума.

Я расскажу о некоторых имеющихся исследованиях этого вопроса не только в аналитической психологии, но и в рамках культурно-исторического подхода; о литературных образах и алхимических метафорах, появившихся у клиентов в контексте данной темы.

 Т – игра «Sendplay в Зазеркалье»

Москвина Елена. Аналитический психолог, автор трансформационной игры «Sandplay в Зазеркалье».

Приглашаю вас совершить путешествие в альтернативную реальность. Словно Алиса вы сможете заглянуть в Зазеркалье и попадете в Страну Чудес. Там вас будут ждать встречи со сказочными персонажами (архетипами), каждый из которых, поможет вам лучше разобраться в себе и открыть

невиданные ранее грани вашей личности. В финальной стадии игры использован метод песочной терапии (в виртуальном формате) и каждый из ее участников сможет построить картину собственного внутреннего мира – своего Зазеркалья. Игру проводила онлайн на фестивале «Большая игра».